Статьи о Юрии Васнецове

Васнецов и сказки. Зловещий формализм и прочие ужасы критики.

Вряд ли все ее хорошо знают. Издана в 1935 году. В том же году написана статья, часть которой мы тут процитируем

«Иллюстрация сказок - большая и ещё далеко не решенная в нашей детской книге проблема. Если мы имеем ряд удач в иллюстрировании современной сказки, то в старой сказке – «народной» и литературной – мы еще не наши правильной методики иллюстрирования… Здесь также сказалось влияние формализма - одной из форм буржуазного влияние на изобразительное искусство. Ярким примером и носителем этого влияния являются иллюстрации Ю.А. Васнецова.

Нельзя сказать, чтобы Ю Васнецов игнорировал стилевые особенности текста, не считался со сказочный спецификой.

Стилизация и примитивизм – вот выбранный художником метод для создания в иллюстрациях сказочной атмосферы. Природа этой стилизации и глубоко чужда современности. Вместо развития и укрепления в иллюстрациях реалистических начал Алёнушкиных сказок, тактичного приближение их к пониманию наших ребят и к требованиям советской педагогики, художник развернул в рисунках идеализацию сусальный реакционной народности пряничных домиков и кружевных занавесок.

Иррационализм, которым была отмечена предыдущая работа художника - формалистические рисунки к «Путанице» Чуковского - пышным цветом цветёт и в рецензируемый книжке. Художник выпячивает второстепенные элементы текста -засыпание Алёнушки - и этим искажает стилевое существо сказок Мамина-Сибиряка.

Эмоции страха, кошмара окрашивают почти все рисунки Васнецова в этой книге. Они создаются и статической скованностью нелепых поз персонажей, и застывшим взглядом их выпученных глаз, и призрачностью отдельных персонажей, и таинственностью освещения (типичное освещение кошмара - указан источник резкого света, но предметы не отбрасывают теней), и наконец - зловещим цветовым настроением. Ужасом скованы зайцы. Как зачарованный, выпучив глаза, неподвижно сидит на плите кот, запустивший лапу в кипящей молоко. Неподвижность тяжелого кошмара довлеет над большинством рисунков. Даже там, где к этому нет никаких оснований, художник дает вереницу призрачных волков, о которых вовсе не упоминается в тексте.

Внешне художник следует авторскому тексту, а по существу искажает его. Что общего между цветистой несколько сладковатой радужностью Алёнушкиного сна и той атмосферой зловещей мистический жути, которую создал художник?

Мистический иррационализм и сусальное стилезаторство делают иллюстрации прямо враждебными тем требованиям, какие предъявляются к детской книги партией и советской общественностью.
Следовало бы …. Бороться против возможности издания краевым издательством формалистических реакционных иллюстраций.»

Вот так. 1935 год. Девишев А. Детская литература №7 июль.