Статьи о Юрии Васнецове

Васнецов в Академии Художеств. 20-е годы

Ровно сто лет назад в 1921 году Юрий Васнецов приехал в Петроград поступать в Академию художеств.С рекомендательным письмом от Ивана Аполлоновича Чарушина, известного вятского архитектора, «ходил все с котомкой – работы свои показывал: этюды, акварели, масло.» По экзаменам в Академию не прошел – провалил тригонометрию. «Тяжело было, голод. Я еле выдержал. Собрался уехать.» Но приняли. И началась студенческая жизнь. Да какая!

Учебный процесс попеременно осуществляли преподаватели самых разных, зачастую непримиримо враждующих направлений. Еще не ушли профессора старой школы, наследники классических традиций. Уже Петров-Водкин утверждал собственную систему локального цвета. Осваивая петрово-водкинскую «трёхцветку» Васнецов последовательно писал синие кубы, красные конусы и жёлтые цилиндры.

Преподавали в мастерских и сторонники обновления искусства. Они стремились использовать в художественной сфере достижения современной науки. Матюшин изучал научные работы Павлова, проблемы психофизиологического восприятия человеком окружающего мира. Он требовал научиться иному видению художника, то есть видеть не детали и подробности, а все наблюдаемое сразу целиком. В своей теории цвета Матюшин соприкасается с психологией творчества.
Друзья Васнецова учились у Матюшина. Через них он знал и интересовался экспериментами мастера в области цвета.

Филонов, также недолго преподававший в Академии, писал так : «Работу веди не как ученик, а как мастер… возьмися и «сделай» картину…» Это удивительно созвучно с тем, что позднее говорил о творчестве Васнецов, с тем, как он ценил именно «сделанность» каждой вещи.

Позднее Васнецов поучился и у Малевича в Гинхуке. «Сочинение надо было творить, так просто это не сделаешь. Все время развитие глаза, форма, построение. Добиваться материальности нравилось, фактурности предмета, цвета. Видеть цвет!» Про этот период и про роль Малевича надо будет написать побольше и отдельно.

Такова была атмосфера в годы учебы. Академия бурлила. Спорили везде и всюду – с мастерских и в общежитии. Устраивались городские диспуты об искусстве. У каждого художника - своя теория искусства.

В этом водовороте самых разных современных направлений и изысканий надо было найти родственные и, взяв от них нужное, обрести свой собственный путь.