Во всех книгах и статьях цитируют слова художника, его мысли и рассуждения - о детстве, о Вятке, о творчестве, о художниках. А он за свою жизнь ни слова воспоминаний не написал.
Все это записала жена, Галина Михайловна. Часто писала потихоньку, в маленьких блокнотиках, под столом. Художник, конечно, в первую очередь говорит языком кисти, цвета. Но мы сильно привыкли судить по словам. А слов Васнецова мы бы без нее никак не узнали. Как надо понимать значение человека, с которым всегда рядом, как верить в него в самые трудные времена, как любить!
Я всегда ею восхищалась. У нее было множество талантов. Платья, которые она шила дочерям, до сих пор можно носить. Ее зарисовки карандашом поражают – она ведь не училась. Какие она устраивала праздничные представления и какой дизайн домашнего быта! До сих пор помню ее явление на какой-то Новый год – стоит в дверях в парике из мочалки, в балетной самодельной пачке, ярких колготках и с болонкой – цирковая актриса. Она танцевала до старости, и умела «водить» лучше любого партнера. Она готовила блюда, которые никто не знает – вот что надо было записать вовремя. Много лет она вела дневник своей и семейной жизни – поразительный документ, о котором надо будет рассказать особо. Она поехала в эвакуацию с собранием сочинений Диккенса в чемодане. И всегда делала выписки из прочитанных книг – картотека стояла у стола на кухне. Думаю, что из нее можно было бы составить интереснейшее издание.
Захотелось рассказать о ней сегодня - чтобы привести слова Васнецова, записанные его любящей и талантливой женой. И еще - чтобы отдать дань одной из удивительных женщин.
«Вот эту штучку так вдохновенно можно написать».
«Вы хотите яркости, а я не яркий человек – материальный… Я эту поверхностность не люблю…».
«Меня всегда привлекало умение человеческих рук сделать вещь, и мальчиком я смотрел, смотрел и научился многому».
«Надо все делать с натуры, изучать все, а потом крути-верти…»
О скрипке: «Люблю я этот инструмент маленький – поет он».
«Импрессионистов видел вчера. Я к ним отношусь хорошо, но мне они не по душе, мне они не близки»
«Плохой тот художник, у которого украсть нельзя».
«Ученик был бы у меня, я бы его заставил природу писать – утро так утро, вечер так вечер».
«…вот сколько раз замечаю: меня что? – только завораживает цвет! Вот на белой скамейке в белом сидят двое…очень интересно».